Актуальные вопросы отнесения транспортного средства к источнику повышенной опасности.

 Наша современная жизнь невозможна без транспортных средств, мы так или иначе даже не являясь водителем или пассажиром транспортного средства, неизбежно являемся участниками дорожного движения, например в качестве пешеходов. Все прекрасно знают, что транспортные средства относятся к технически сложным устройствам, однако возникает вопрос все ли транспортные средства и в любом ли состоянии относятся к источникам повышенной опасности? Специалисты нашего юридического центра “Золотой ключ” постараются ответить на этот вопрос.

Действующий ГК РФ в ст. 1079 ГК РФ не содержит понятия источника повышенной опасности, но указывает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего [1].

Понятие источника повышенной опасности закреплено в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 , согласно которому под источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основания [2].

Следовательно, само транспортное средство не является источником повышенной опасности, транспортное средство будет признаваться источником повышенной опасности, если оно находится в движении, это может быть как движение работающего автомобиля, находящегося под управлением водителя, так и его самопроизвольное движение. Исходя из позиции Верховного Суда РФ, вред проходящему мимо пешеходу, причиненный открываемой пассажиром дверцей стоящего автомобиля (то есть не находящегося в движении), возмещается на общих основаниях, и не подпадает  под действие  ст. 1079 ГК РФ [2].

Однако, возникает вопрос, если вред причиняется пешеходу выхлопными газами транспортного средства не находящегося в движении с работающим двигателем, он будет является источником повышенной опасности или вред будет возмещаться на общих основания, по аналогии с дверцей автомобиля. Данная ситуация очень противоречива и в юридической литературе разрешается по разному.

Так С.К. Соломин полагает, что: «именно движение эксплуатируемого автомобиля будет являться источником повышенной опасности, а ситуация с отравление человека выхлопными газами стоящего на месте автомобиля с работающим двигателем аналогична открываемой двери автомобиля и исключает применение ст. 1079 ГК РФ» [6].  Противоположное мнение высказывает И.В. Гранкин, который рассматривает «автомобиль как источник повышенной опасности не только в движении, но и как комплексный источник повышенной опасности независимо от того, движется он или нет, находящиеся в нем узлы и агрегаты самостоятельно могут рассматриваться в качестве источников повышенной опасности» [5].

Автор присоединяется к позиции И.В. Гранкина, так как считает что, транспортное средство, являясь сложным техническим устройством, состоящим из множества узлов и агрегатов с вредными химическими веществами, представляет собой комплексный источник повышенной опасности независимо от того, находится он в движении или нет. Так, при неправильной работе автомобиля в следствии его внутренних дефектов возможно вытекание/ испарение этих жидкостей наружу и нанесение вреда человеку. Следовательно, в этом случае транспортное средство будет является источником повышенной опасности, и вред будет возмещаться независимо от вины причинителя вреда.

Бывают ситуации, когда вред причиняется транспортным средством не поставленным на учет в ГИБДД или в Гостехнадзоре, возникает вопрос  является ли такое транспортное средство источником повышенной опасности. Если исходить из понятия транспортного средства которое закреплено  в ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. [3-4]. Следовательно, не может регистрация в органах ГИБДД являться критерием для отнесения средств транспорта к источникам повышенной опасности, поскольку если вред причиняется движущимся списанным трактором без документов, который не стоит на учете в Гостехнадзоре, он будет являться источником повышенной опасности.

Таким образом, категория «источник повышенной опасности» относительно транспортных средств является оценочной, так как признаки источника повышенной опасности, сформулированные Пленумом Верховного Суда (действия или проявление  вредоносных свойств)  не достаточно четко определены, что дает возможность правоприменителям самостоятельно разрешать те или иные спорные вопросы. По мнению специалистов юридического центра “Золотой ключ” существует необходимость в конкретизации признаков источника повышенной опасности для единообразного толкования и применения.

Комментарии закрыты.

ПОЗВОНИТЕ МНЕ
+
Жду звонка!